Вопросы методического обеспечения в сфере дополнительного образования детей и молодежи приобретают особую актуальность. В настоящее время значительно возросли требования к результативности и эффективности образовательного процесса. Наличие методического оснащения образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи позволяет повысить эффективность ее освоения, активизировать учебно-познавательную деятельность, способствует самореализации и самовыражению каждого учащегося. Одним из видов учебно-методических ресурсов, способствующих повышению эффективности освоения программы дополнительного образования детей и молодежи, являются рабочие тетради.
В последнее время особое значение приобретают дидактические материалы, которые одновременно являются как средствами преподавания, так и средствами учения. Одним из таких материалов является рабочая тетрадь для учащихся. Рабочая тетрадь - это учебное пособие, имеющее особый дидактический аппарат, способствующий самостоятельной работе учащегося по освоению образовательной области или обеспечивающее работу обучающегося по освоению программного содержания под руководством педагога.
Рабочие тетради могут быть различных типов (комплексная, тетрадь-практикум, тетрадь-тренажер, творческая тетрадь, тетрадь контроля знаний, умений, навыков и т.д.) и видов (информационный, контролирующий, смешанный).
Использование рабочих тетрадей в практике работы позволяет педагогу дополнительного образования решать различные дидактические и учебные задачи.
Работа с тетрадями способствует:
- активизации познавательной деятельности учащихся,
- развитию наглядно-образного, теоретического, логического, творческого мышления и воображения,
- формированию умений самостоятельно осмысливать и усваивать новый материал,
- активизации взаимодействия интеллектуальных и эмоциональных функций при решении учебных задач,
- усилению мотивации обучения,
- позволяет осуществлять контроль с обратной связью, диагностикой ошибок,
- развивать у учащихся навыки самоконтроля и самокоррекции,
- формировать культуру учебной деятельности и информационную культуру.
Рабочие тетради для учащихся широко используются в системе общего среднего образования при изучении различных предметов. Но в дополнительном образовании дидактические материалы такого типа практически не встречаются. У педагогов дополнительного образования Оршанского районного центра творчества детей и молодежи накоплен положительный опыт разработки и внедрения в образовательный процесс разнообразных учебно-методических материалов. Данный опыт стал основой областного творческого (исследовательского) проекта «Разработка и внедрение новых учебно-методических ресурсов как средство повышения эффективности освоения образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи».
Основная идея инновационного проекта заключается в создании условий для разработки и апробации рабочих тетрадей для учащихся как средства повышения эффективности освоения образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи художественного и общественно-гуманитарного профиля.
В процессе реализации проекта педагогами дополнительного образования разработаны и апробированы следующие дидактические материалы:
- комплект рабочих тетрадей «Искусство рукоделия» (объединение по интересам «Искусство рукоделия», художественный профиль, образовательная область – «Декоративно-прикладное творчество»),
- рабочая тетрадь для учащихся студии раннего музыкального развития «Три кита» (студия раннего музыкального развития «Три кита», художественный профиль, образовательная область – «Музыкальное творчество»),
- творческая тетрадь «Начинаем танцевать» (хореографический ансамбль «Терпсихора», художественный профиль, образовательная область – «Хореография»),
- тетрадь-тренажер «Развиваем моторику» (объединение по интересам «Шалтай-Болтай. Моторика», художественный профиль, образовательная область «Декоративно-прикладное творчество»),
- творческая тетрадь «Раз словечко, два словечко» (объединение по интересам «Шалтай-Болтай. Риторика», общественно-гуманитарный профиль).
Комплект рабочих тетрадей «Искусство рукоделия» является частью образовательно-методического комплекса программы объединения по интересам «Искусство рукоделия» и включает четыре тетради по количеству лет обучения для учащихся в возрасте от 9 до 14 лет.
Содержание разделов рабочих тетрадей определено программой объединения по интересам.
Каждая тетрадь включает задания и упражнения по разделам и темам: «Техники. Материалы. Инструменты», «Цвет в декоративно-прикладном творчестве», «Вязание крючком», «Вышивка», «Игрушки», «Обереги», «Сувениры».
В тетрадях первого, второго, третьего года обучения представлены задания и упражнения к темам «Кардмейкинг», «Бисероплетение», «Фом-флористика», в тетради для учащихся четвертого года обучения - «Скрапбукинг», «Текстиль», «Макраме».
Используются задания и упражнения следующих видов: задания дополнения, задания свободного изложения, задания альтернативных ответов, задания множественного выбора с одним или несколькими правильными вариантами ответа, задания на восстановление соответствия, задания на восстановление последовательности.
В организации образовательного процесса рабочие тетради используются после изучения темы на этапах закрепления и обобщения знаний с целью текущего и тематического контроля в фронтальной и индивидуальной форме. По итогам выполнения заданий учащиеся в шкале самооценки отмечают, на каком уровне, по их мнению, выполнена работа. При проверке педагог, если согласен с оценкой учащегося, обводит отметку, если нет, то делает свою. Самооценка помогает учащимся определить свой уровень обученности, осознать проблемы, которые необходимо решить в учебной деятельности. Степень сложности заданий возрастает в зависимости от года обучения в рамках одной темы, техники декоративно-прикладного творчества: от вопросов, требующих простого воспроизведения определенной информации, до заданий, требующих умения сравнивать, проводить классификацию, анализировать и делать обобщения.
Содержание заданий и упражнений рабочих тетрадей «Искусство рукоделия» способствует системному эффективному усвоению, закреплению и обобщению программного материала на занятиях закрепления и обобщения знаний, умений и навыков. Использование тетрадей позволяет определить уровень усвоения темы одновременно всей группы, выявить и устранить пробелы в знаниях, способствует расширению кругозора, познавательных и творческих интересов учащихся. Выполняя задания, учащиеся совершенствуют умения выделять главное в изучаемом материале, анализировать задание, планировать ход его выполнения, искать разные пути правильного решения, выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий, оценивать правильность выполнения работы.
Система заданий и упражнений в рабочих тетрадях направлена на формирование умений учащихся определять понятия, делать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, строить логическое рассуждение и делать выводы; способствует развитию навыков применять и преобразовывать модели и схемы для решения учебных и познавательных задач, обосновывать свои практические действия. Применение рабочих тетрадей позволяет увеличить объем, глубину и осознанность понимания программного материала, ускорить темп работы над формированием представлений и понятий, установить контроль с обратной связью, с диагностикой ошибок и обоснованием причин их появления.
В студии раннего музыкального развития «Три кита» обучаются учащиеся в возрасте 4-5 лет. Учащиеся этого возраста характеризуются активной любознательностью, начинают осмысливать связь между явлениями и событиями, делают простейшие обобщения и могут начинать свое музыкальное образование. Занятия в студии раннего музыкального развития «Три кита»» включат следующие виды деятельности: музыкально-ритмическое движение, пение, игра на музыкальных инструментах, слушание и анализ музыки, музыкально-дидактические игры, направленные на развитие как специальных музыкальных способностей (ритм, музыкально-слуховые представления, память), так и на развитие творческих способностей (музыкальное восприятие, музыкальное мышление, способность к импровизации), знакомство с элементами музыкальной грамоты и сведениями из области музыкального искусства.
С целью повышения качества образовательного процесса в объединении по интересам разработана рабочая тетрадь, которая имеет вид альбома с привлекательным, соответствующим возрасту оформлением.
На титульной странице указывается фамилия и имя учащегося. На последней странице размещена информация о студии.
Основная часть рабочей тетради состоит из 20 заданий, которые отражают все разделы программы: «В мире загадочных звуков», «Знакомство с фортепиано. Регистр», «Основные музыкальные жанры – танец, песня, марш», «Длительность звука. Ритмическое освоение слов», «С песенкой по лесенке», «Характер музыкального произведения. Творчество при восприятии музыки», «Нотная грамота», «Пение с названием звуков», «Творчество в движениях, пантомиме, игре на музыкальных инструментах».
Каждый раздел содержит 2 задания. Каждое задание сопровождается обучающей иллюстрацией и вопросами. Задания тетради, в зависимости от дидактических задач, используются на этапе изучения нового материала, на этапе закрепления и повторения ранее изученного.
Рабочая тетрадь на занятиях в студии решает ряд важных задач: помогает концентрировать внимание ребенка на конкретном понятии, определении, задании, развивает мышление, разные виды памяти ребенка, включая зрительную и двигательную; делает процесс учения интересным и познавательным, что повышает активность детей на занятии; формирует навыки самостоятельной работы. Рабочие тетради содержат задания и упражнения, выполнение которых основано на практических действиях, соответствующих возрастным возможностям: соединить линиями, обвести, нарисовать, раскрасить, угадать, найти. Ценность рабочих тетрадей состоит в том, что ребенок получает возможность выполнять каждое задание в своем поле деятельности, в удобном для него темпе, самостоятельно или при помощи педагога, он может исправить неверно выполненное задание, наглядно видит свои ошибки, успехи и достижения. Это способствует развитию самооценки и волевых проявлений ребенка. В процессе работы с тетрадями формируются и развиваются не только специальные знания, умения и навыки в области музыкального творчества, но и метапредметные компетенции. Использования рабочих тетрадей способствует развитию речи, музыкального мышления, внимания и самоконтроля, повышает уровень творческого развития детей.
Творческая тетрадь «Учимся танцевать» разработана для учащихся в возрасте 4-5 лет первого года обучения хореографического ансамбля «Терпсихора»». Использование пособия способствует формированию устойчивого интереса у детей к искусству танца.
На страницах тетради представлена учебная информация из области ритмики, партерной гимнастики, танцевальной импровизации. Задания творческой тетради носят иллюстративный характер и позволяют визуализировать учебную информацию, формировать и закреплять необходимые теоретические знания и практические умения. Задания способствуют формированию понятийного аппарата учащихся в соответствии с возрастом, развитию образного, пространственного, логического мышления, наглядно-образного восприятия.
В творческой тетради используются задания трех видов: на соотнесение, на дополнение (изменение), задания для организации практической деятельности. Исходя из специфики образовательной области - хореографии, тетрадь не используется на каждом занятии. Ее применение целесообразно в тех случаях, когда необходимо наглядно представить, закрепить материал, осуществить контроль усвоения учащимися программного материала.
В творческой тетради представлены задания и упражнения для изучения разделов «Элементы музыкальной грамоты», «Партерная гимнастика», «Танцевальная импровизация».
Организация образовательного процесса с использованием рабочих листов при изучении раздела «Элементы музыкальной грамоты» обеспечивает формирование у учащихся понимания ритма, темпа. Дети учатся определять и делить фразы, длительности, просчитывать заданный темп и ритм. Задания на ориентацию в пространстве дают возможность правильно строить рисунки и ориентироваться в кабинете хореографии и на сцене, соблюдать дистанцию. Задания раздела «Партерная гимнастика» позволяют учащимся изучать упражнения на наглядном примере, дают возможность педагогу осуществить контроль усвоения программного материала. Задания для развития эмоционального настроения дают возможность учащимся выражать свои чувства и раскрывать себя как артиста, танцора. В дальнейшем в танцевальной постановке учащиеся смогут передавать эмоции и настроение танцевального героя. Использование творческой тетради «Учимся танцевать» на занятиях хореографического ансамбля «Терпсихора» с учащимися дошкольного возраста способствует развитию творческих способностей и музыкально-ритмических навыков, делает процесс обучения понятным, результативным и интересным. Процесс разработки творческой тетради позволяет педагогу совершенствовать свои знания, умения и навыки в отборе, систематизации учебной информации, использовании заданий разных видов, наглядном представлении содержания учебной деятельности.
Тетрадь-тренажёр «Развиваем моторику» используется для организации образовательного процесса в объединении по интересам «Шалтай-Болтай. Моторика» для проведения целенаправленной работы по развитию мелкой моторики рук дошкольников в художественной деятельности и деятельности, направленной на формирование графомоторных навыков.
Тетрадь включает 33 раздела (в соответствии с темами программы объединения по интересам), используется на каждом учебном занятии. Регулярность использования тетради способствует развитию у учащихся таких столь необходимых для дальнейшего обучения поведенческих навыков, как исполнительность, аккуратность и самодисциплина. Каждый раздел рабочей тетради включает тематическое творческое задание и графическое упражнение, так как художественная деятельность и формирование графомоторных навыков выделены отдельными этапами в структуре занятия, представлены в содержании программы.
Художественная деятельность включает выполнение работ в следующих техниках: оригами рваная мозаика, аппликация обрывная, резание ножницами, рисование. Тем самым развивается способность работать руками под контролем сознания, совершенствуются точные движения пальцев, развивается координация кисти и движений пальцев, глазомер, укрепляется двигательный аппарат активной руки, мелкой мускулатуры руки.
В процессе выполнения заданий формируются умения пользоваться кисточкой, клеем, ножницами, цветными и восковыми карандашами, навыки резания и вырезания. В процессе выполнения работ развивается не только мелкая моторика, но и творческие конструктивные способности учащихся, воображение, фантазия. Каждая предлагаемая для выполнения работа сопровождается условными обозначениями, подробной пошаговой инструкцией, фотографиями, что определяет алгоритмы действий и последовательность выполнения работы, тем самым формируются навыки работы по плану, выполнения заданий по образцу, самостоятельно.
Системное и постоянное выполнение графомоторных упражнений на занятиях совершенствует следующие умения и навыки: правильно держать пишущий инструмент, проводить различные линии ровно и красиво, выполнять различные виды штриховки, рисовать по точкам, дорисовывать. Благодаря графическим упражнениям улучшается координация движений пальцев и кистей рук; развивается мускульная и тактильная память; происходит развитие свободных, плавных, ритмичных движений кисти, формируется правильное движение руки; вырабатывается умение действовать по заданным правилам; развивается внимание, аккуратность и способность доводить начатое дело до конца, что является подготовкой к овладению письмом.
В тетрадь также включены задания на внимание, задания со счетными палочками, задания на конструирование с применением различных материалов, способствующие выработке точности движений рук, развитию глазомера, творческого воображения, фантазии, усидчивости и самостоятельности в работе.
Задания тетради-тренажёра составлены с учётом возрастных особенностей учащихся 4-5 лет и расположены в определенной логической последовательности - от простого к сложному. На начальных этапах вырабатываются установки на работу в тетради, формируется мотивационная составляющая, которая формирует интерес и позитивное отношение к работе: учащиеся на первом занятии знакомятся с тетрадью, отмечается разнообразие заданий (смена видов деятельности) и красочность оформления (использование интересного иллюстрированного материала), акцентируется внимание на инструментах и материалах для выполнения заданий; объясняются правила работы с тетрадью, изучаются условные обозначения. Уже через несколько занятий учащиеся легко ориентируются в тетради, а ещё через некоторое время понимают последовательность выполнения заданий и могут самостоятельно выполнять задания, что позволяет педагогу выстраивать групповую и индивидуальную деятельность учащихся.
Тетрадь-тренажёр «Развиваем моторику» является методическим материалом, содержащим систематизированный комплекс заданий и упражнений, направленных на развитие моторики пальцев рук. Использование тетради на занятиях объединения по интересам «Шалтай-Болтай. Моторика» делает процесс овладения навыками и умениями по развитию моторики системным, формирует у учащихся интерес, самостоятельность и позитивное отношение к учебной творческой деятельности.
В объединении по интересам «Шалтай-Болтай. Риторика» обучаются учащиеся в возрасте 4-5 лет. Целью обучения является разностороннее развитие и социализация учащихся дошкольного возраста посредством формирования и совершенствования речевых умений и коммуникативных навыков в различных видах познавательной, художественной, игровой деятельности. Для обогащения и активизации словарного запаса, формирования грамматического строя речи, развития и совершенствование звуковой культуры речи, развития образного и творческого мышления учащиеся знакомятся с произведениями детской литературы, учатся работать с художественным текстом, слушают и учат наизусть стихотворные произведения.
Для организации работы со стихотворными произведениями разработана творческая тетрадь «Раз словечко, два словечко», где представлены стихотворения для разучивания наизусть, алгоритм работы, задания для развития связной устной речи, творческих способностей учащихся.
Дети дошкольного возраста любят стихи, любят их слушать и произносить. Ребенок рано начинает интересоваться миром звуков, отзываться на него, проявлять чуткость к восприятию ритма. Законы ритма он постигает легче и быстрее, чем мир форм и цветов. Вот почему песни и стихи всегда производят впечатление на детей.
Разучивание стихотворений – одно из средств интеллектуального, нравственного, эстетического воспитания детей. Поэтические произведения вызывают у детей эмоциональный отклик. Каждое словесное произведение, усвоенное памятью ребенка, обогащает словарный запас, формирует лексико-грамматический строй. Чтение и заучивание стихов позволяет детям улавливать созвучность, мелодичность речи, решает задачи формирования звуковой культуры речи: помогает овладению средствами звуковой выразительности (тон, тембр голоса, темп, сила голоса, интонация), способствует выработке четкой дикции.
Хорошо известно, что «язык мозга» – это образы. И прежде всего, зрительные образы. Дошкольный возраст – это возраст образных форм сознания. У дошкольников преобладают наглядно-образное мышление и эмоционально-образная память. Использование изображений, наглядных схем, моделей помогает детям зрительно представить понятия, явления окружающего мира.
На занятиях объединения по интересам «Шалтай-Болтай. Риторика» одной из форм работы является разучивание стихотворений с помощью мнемотаблиц. Мнемотаблица как прием мнемотехники облегчает процесс запоминания, сохранения и воспроизведения информации. В мнемотаблице каждое слово, словосочетание, стихотворная строчка представлены опорным изображением, выстроенным в логике и последовательности поэтического произведения. Поэтические произведения легко усваиваются в виде изображений с существенными чертами предметов, признаков, действий путем формирования дополнительных ассоциаций. При этом содержание мнемотаблиц – это не просто подсказка для памяти, но и структурирующий опорный материал, позволяющий ребенку выстроить ритмическое речевое высказывание, проследить логическую цепочку событий. Использование мнемотаблиц стимулирует интерес детей к поэтическому произведению. Опорные изображения помогают ребенку легче перекодировать информацию из устной в визуальную и наоборот. Заданная схема изображений помогает точно воспроизводить стихотворение. Опорные изображения улучшают способность детей концентрироваться на звучащей речи, хорошо понимать смысл произведения. В процессе работы с мнемотаблицей активизируется зрительное и слуховое восприятие, память, внимание, ассоциативное мышление, воображения, расширяются знания ребенка об окружающем мире.
Для разучивания выбраны стихотворения, которые характеризует простота и четкость ритма, краткость строк, простота и ясность знакомых детям образов, ярко выраженная действенность. Работа с художественным текстом, разучивание стихотворных произведений, использованием приемов мнемотехники способствуют развитию связной устной речи, коммуникативных способностей и творческого мышления учащихся дошкольного возраста.
Сформированные в результате освоения программы речевые умения и коммуникативные навыки помогут учащимся в дальнейшей учебной, познавательной, творческой деятельности овладеть предметными знаниями, совершенствовать способности управлять собственным словом, мыслью, устанавливать контакты со сверстниками и взрослыми, создадут благоприятную почву для последующей самореализации личности.
Как показала практика образовательного процесса в объединениях по интересам, рабочие тетради могут быть использованы для решения различных дидактических задач, на разных этапах занятия объединений для организации творческой, учебно-познавательной деятельности учащихся. Использование рабочих тетрадей разных типов и видов способствует повышению эффективности освоения содержания программ объединений по интересам, совершенствованию профессиональной компетентности педагогов дополнительного образования, повышению качества дополнительного образования детей и молодежи.