РУС БЕЛ ENG

Опорная методическая площадка

ОПОРНАЯ МЕТОДИЧЕСКАЯ ПЛОЩАДКА

РЕСПУБЛИКАНСКОГО МЕТОДИЧЕСКОГО КЛАСТЕРА

ИННОВАЦИОННАЯ ОБЛАСТЬ

"Обновление программно-методического обеспечения дополнительного образования детей и молодежи"

ТЕМА ОПОРНОЙ МЕТОДИЧЕСКОЙ ПЛОЩАДКИ

«Дидактические материалы для учащихся как средство повышения эффективности освоения образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи»»

Цель: создание условий для повышения эффективности освоения учащимися образовательных программ дополнительного образования посредством разработки и внедрения в образовательный процесс многофункциональных дидактических материалов для учащихся.

Задачи:

  • разработать и внедрить в образовательный процесс объединений по интересам дидактические материалы для учащихся согласно содержанию программы дополнительного образования детей и молодежи;
  • организовать работу педагогов дополнительного образования по индивидуальным методическим маршрутам для разработки учебно-методического обеспечения реализации программ дополнительного образования;
  • стимулировать профессиональный рост педагогов; способствовать формированию мотивации на профессиональное саморазвитие, готовности к инновационной деятельности;
  • совершенствовать образовательный процесс в объединениях по интересам путем внедрения в практику работы дидактических материалов.

Дидактические материалы – это особый тип наглядных учебных пособий, использование которых позволяет обучающимся проделывать конструктивную работу в процессе обучения и осознанно усваивать учебный материал. Дидактические материалы дополняют, иллюстрируют, более полно раскрывают отдельные разделы и темы образовательной программы. 

Дидактические материалы могут служить

  • средством управления процессом обучения;
  • направлять самостоятельную работу обучающихся, учитывая их индивидуальный стиль работы;
  • быть самостоятельным источником учебной информации;
  • обеспечивать адекватное отражение действительности, своеобразную наглядность обучения;
  • могут дополнять объяснения педагога;
  • активизируют эмоции и вызывают интерес обучающихся;
  • создают возможности для возникновения проблемных ситуаций;
  • делают разнообразным процесс обучения, осуществление контроля и самоконтроля. 

Дидактические задания могут служить основой для профессионального ориентирования. Использование дидактических материалов положительно влияет на эффективность усвоения программного содержания, способствует повышению интереса к образовательной области.  

В качестве наиболее значимых принципов обучения, реализуемых при разработке дидактических материалов, можно выделить следующие:

  • принцип доступности (дидактические материалы подбираются согласно достигнутого уровня обучающихся);
  • принцип самостоятельной деятельности (работа с дидактическими материалами может осуществляться самостоятельно);
  • принцип индивидуальной направленности (работа с дидактическими материалами осуществляется в индивидуальном темпе, сложность и вид материалов может подбираться также индивидуально);
  • принципы наглядности и моделирования (поскольку наглядно-образные компоненты мышления играют важную роль в жизни человека, использование их в обучении оказывается  эффективным);
  • принцип прочности (память человека имеет избирательный характер: чем важнее, интереснее и разнообразнее материал, тем прочнее он закрепляется и дольше сохраняется, поэтому практическое использование полученных знаний и умений, являющееся эффективным способом продолжения их усвоения, способствует их лучшему закреплению);
  • принцип познавательной мотивации;
  • принцип проблемности (в ходе работы обучающийся должен решить конкретную дидактическую проблему, используя для этого свои знания, умения и навыки; находясь в новых практических условиях он осуществляет самостоятельную поисковую деятельность, активно развивая при этом свою интеллектуальную, мотивационную, волевую, эмоциональную и другие сферы).

Дидактические материалы должны способствовать развитию познавательного интереса обучающихся к предмету, их абстрактно-логического мышления, творческих способностей. Они должны включать элементы занимательности (новизна, необычность, неожиданность, несоответствие прежним представлениям, наглядность, контрастность). Занимательность в обучении соответствует лучшему протеканию познавательных процессов человека, активизации мышления, обострению эмоционального отношения к предмету познания.

Дидактические материалы выполняют следующие функции:

  • служат непосредственному познанию учащимися определенных фрагментов действительности (познавательная функция);
  • являются средством развития познавательных способностей, а также чувств и воли учащихся (формирующая функция);
  • представляют собой важный источник знаний и умений, приобретаемых учащимися, облегчают закрепление материала, проверку степени овладения знаниями и т. п. (дидактическая функция).

Современные информационные технологии позволяют при разработке дидактических материалов оперировать таким комплексом средств, какого раньше еще не было. Эти средства позволяют создавать эстетичные, увлекательные, познавательные, проблемные материалы и тем самым повысить мотивацию и познавательный интерес обучающихся. Эта психолого-педагогическая составляющая дидактического материала направлена на привлечение внимания обучающихся, поддержание познавательного интереса, активизацию его мышления, на формирование оценок описываемого, создает побудительные мотивы к углубленному изучению того или иного вопроса.

В последнее время особое значение приобретают дидактические материалы, являющиеся одновременно как средствами преподавания, так и средствами учения. Одним из таких материалов является рабочая тетрадь для учащихся.

Рабочие тетради - это сравнительно новый и мобильный жанр учебно-методической литературы, инновационное полифункциональное дидактическое явление. Под рабочей тетрадью мы понимаем учебное пособие, имеющее особый дидактический аппарат, способствующий самостоятельной работе учащегося по освоению учебного предмета (учебной дисциплины), образовательной области или обеспечивающее работу обучающегося по освоению учебных предметов (учебных дисциплин), образовательных областей под руководством педагога. Предназначена для управления самостоятельной деятельностью учащихся, методической помощи им в формировании знаний, умений и навыков, удовлетворения индивидуальных познавательных интересов и развития творческих способностей учащихся. Рабочие тетради могут быть различных типов (комплексная, тетрадь-практикум, тетрадь-тренажер, творческая тетрадь, тетрадь контроля знаний, умений, навыков и т.д.) и видов (информационный, контролирующий, смешанный).

Использование рабочих тетрадей в практике работы позволяет педагогу дополнительного образования решать различные дидактические и учебные задачи. Тетради могут быть использованы на разных этапах занятия. Работа с тетрадями способствует активизации познавательной деятельности учащихся, развитию наглядно-образного, теоретического, логического, творческого мышления и воображения, формированию умений самостоятельно осмысливать и усваивать новый материал, активизации взаимодействия интеллектуальных и эмоциональных функций при решении учебных задач, усилению мотивации обучения,  позволяет осуществлять контроль с обратной связью, диагностикой ошибок, развивать у учащихся навыки самоконтроля и самокоррекции, направлены на формирование культуры учебной деятельности и информационной культуры.

Существует необходимость создания рабочих тетрадей для учащихся при освоении образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи. Использование в образовательном процессе объединения по интересам рабочих тетрадей будет способствовать повышению эффективности освоения содержания образовательных программ, совершенствованию профессиональной компетентности педагогов дополнительного образования, повышению качества дополнительного образования.

Обеспечение программ методическим сопровождением  и разработка  дидактических материалов для реализации образовательных программ художественного, общественно-гуманитарного профиля позволяет сделать продуктивный опыт педагогов понятным и  доступным  для реализации, познакомить педагогов-практиков с реальными  способами создания методических материалов, обеспечивающих  образовательную деятельность, предложить образцы дидактических  материалов, на  основе  которых  педагоги  могли  бы  более  продуктивно  выстраивать собственные модели образовательной деятельности,  разрабатывать методическое обеспечение образовательных программ.

НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ОПОРНОЙ МЕТОДИЧЕСКОЙ ПЛОЩАДКИ

1 Работа с педагогами дополнительного образования

  • мотивация педагогов на инновационную деятельность;
  • организация педагогического самообразования участников проекта через работу по индивидуальным методическим маршрутам;
  • изучение научной литературы и практических исследований, опыта работы;
  • участие в семинарах, конференциях регионального, областного, республиканского уровня;
  • проведение открытых занятий, мастер-классов;
  • создание рабочих тетрадей для учащихся как средство повышения эффективности освоения образовательных программ дополнительного образования художественного и общественно-гуманитарного профиля.
  1. Работа с учащимися:
  • диагностика творческих способностей учащихся;
  • проведение занятий с использованием дидактических материалов;
  • проведение мониторинга результативности усвоения учащимися образовательной программы.

 

План работы опорной методической площадки на 2023/2024 учебный год

План работы

опорной методической площадки

«Дидактические материалы для учащихся как средство повышения эффективности освоения образовательных программ дополнительного образования детей и молодежи»

2023/2024 учебный год

Название мероприятия Сроки исполнения
Инструктивно-методический семинар "Образовательная программа дополнительного образования детей и молодежи как нормативная модель организации образовательного процесса в объединении по интересам" Октябрь

Выставка методических материалов "Рабочие тетради для учащихся как средство повышения эффективности образовательного процесса объединения по интересам"

Ноябрь
Методический практикум для начинающих педагогов дополнительного образования "Разработка рабочих тетрадей для учащихся объединений по интересам" Декабрь
Панорама педагогического опыта "Методическое обеспечение образовательного процесса в объединении по интересам" Февраль
Обучающий семинар "Дидактические материалы для учащихся как средство повышения эффективности освоения образовательных программ дополнительного образования детей и молодежи" Апрель
свернуть

Панорама педагогического опыта "Методическое обеспечение образовательного процесса в объединении по интересам"

13 февраля в Оршанском районном центре творчества детей и молодежи состоялась панорама педагогического опыта "Методическое обеспечение образовательного процесса в объединении по интересам" для педагогов дополнительного образования учреждений дополнительного образования детей и молодежи и учреждений общего среднего образования Оршанского района
развернуть

В рамках панорамы педагоги дополнительного образования познакомились с подходами, принципами и механизмами разработки образовательно-методического комплекса. Также вниманию участников был представлен опыт работы педагогов дополнительного образования Оршанского районного центра творчества по разработке образовательно-методического комплекса.

Эффективному  освоению  содержания  программы или  её  разделов способствует  образовательно-методический  комплекс. Тщательно проработанный  комплекс  –  основа  грамотно  организованного  и  продуктивного обучения. В  дополнительном  образовании  образовательно-методический комплекс  –  это  совокупность  программно-методических материалов,  объединённых  единым  концептуальным  подходом, характеризующих содержание образовательной деятельности в рамках определённого  вида,  дающих  развёрнутое  методическое  обоснование процесса её реализации.  

Образовательно-методический комплекс является неотъемлемой частью  профессиональной  деятельности педагога дополнительного образования по  реализации и  развитию  образовательного  процесса  в объединении по интересам. 

Каждый  педагог  подходит самостоятельно  решает,  какие  материалы  будут  входить  в  комплекс, продумывает  его  содержание  по  своему  усмотрению  и  с  опорой  на собственную  методическую  компетентность,  а  также  в  соответствии  с уровнем подготовки учащихся и их образовательных потребностей.  Деятельность  педагога  дополнительного  образования  по проектированию  и созданию  ОМК  позволяет  систематизировать накапливаемый  опыт,  придаёт  целостность  образовательному  процессу, способствует  проявлению творческой активности, профессиональному росту и совершенствованию педагогического мастерства. 

 

 

свернуть

Рабочие тетради для учащихся как средство повышения эффективности освоения образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи

Вопросы  методического  обеспечения  в  сфере  дополнительного образования детей и молодежи приобретают  особую  актуальность. В  настоящее  время значительно  возросли  требования  к  результативности  и  эффективности образовательного процесса. Наличие методического оснащения образовательной  программы  дополнительного образования детей и молодежи позволяет  повысить эффективность ее  освоения,  активизировать учебно-познавательную  деятельность,  способствует самореализации и самовыражению каждого учащегося. Одним из видов учебно-методических ресурсов, способствующих повышению эффективности освоения программы дополнительного образования детей и молодежи, являются рабочие тетради.

В последнее время особое значение приобретают дидактические материалы, которые одновременно являются как средствами преподавания, так и средствами учения. Одним из таких материалов является рабочая  тетрадь для учащихся. Рабочая тетрадь - это учебное пособие, имеющее особый дидактический аппарат, способствующий самостоятельной работе учащегося по освоению образовательной области или обеспечивающее работу обучающегося по освоению программного содержания под руководством педагога.

Рабочие тетради могут быть различных типов (комплексная, тетрадь-практикум, тетрадь-тренажер, творческая тетрадь, тетрадь контроля знаний, умений, навыков и т.д.) и видов (информационный, контролирующий, смешанный). 

Использование рабочих тетрадей в практике работы позволяет педагогу дополнительного образования решать различные дидактические и учебные задачи.

Работа с тетрадями способствует:

  • активизации познавательной деятельности учащихся,
  • развитию наглядно-образного, теоретического, логического, творческого мышления и воображения,
  • формированию умений самостоятельно осмысливать и усваивать новый материал,
  • активизации взаимодействия интеллектуальных и эмоциональных функций при решении учебных задач,
  • усилению мотивации обучения,
  • позволяет осуществлять контроль с обратной связью, диагностикой ошибок,
  • развивать у учащихся навыки самоконтроля и самокоррекции,
  • формировать культуру учебной деятельности и информационную культуру.

Рабочие тетради для учащихся широко используются в системе общего среднего образования при изучении различных предметов. Но в дополнительном образовании дидактические материалы такого типа практически не встречаются. У педагогов дополнительного образования Оршанского районного центра творчества детей и молодежи накоплен положительный опыт  разработки и внедрения в образовательный процесс разнообразных учебно-методических материалов. Данный опыт стал основой областного творческого (исследовательского) проекта «Разработка и внедрение новых учебно-методических ресурсов как средство повышения эффективности освоения образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи».

Основная идея инновационного проекта заключается в создании условий для разработки и апробации рабочих тетрадей для учащихся как средства повышения эффективности освоения образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи художественного и общественно-гуманитарного профиля.

В процессе реализации проекта педагогами дополнительного образования разработаны и апробированы следующие дидактические материалы:

  • комплект рабочих тетрадей «Искусство рукоделия» (объединение по интересам «Искусство рукоделия», художественный профиль, образовательная область – «Декоративно-прикладное творчество»),
  • рабочая тетрадь  для учащихся студии раннего музыкального развития «Три кита» (студия раннего музыкального развития «Три кита», художественный профиль, образовательная область – «Музыкальное творчество»),
  • творческая тетрадь «Начинаем танцевать» (хореографический ансамбль «Терпсихора», художественный профиль, образовательная область – «Хореография»),
  • тетрадь-тренажер «Развиваем моторику» (объединение по интересам «Шалтай-Болтай. Моторика», художественный профиль, образовательная область «Декоративно-прикладное творчество»),
  • творческая тетрадь «Раз словечко, два словечко» (объединение по интересам «Шалтай-Болтай. Риторика», общественно-гуманитарный профиль).

Комплект рабочих тетрадей «Искусство рукоделия» является частью образовательно-методического комплекса программы объединения по интересам «Искусство рукоделия» и включает четыре тетради по количеству лет обучения для учащихся в возрасте от 9 до 14 лет.

Содержание разделов рабочих тетрадей определено программой объединения по интересам.

Каждая тетрадь включает задания и упражнения по разделам и темам: «Техники. Материалы. Инструменты», «Цвет в декоративно-прикладном творчестве», «Вязание крючком», «Вышивка», «Игрушки», «Обереги», «Сувениры».

В тетрадях первого, второго, третьего года обучения представлены задания и упражнения к темам «Кардмейкинг», «Бисероплетение», «Фом-флористика», в тетради для учащихся четвертого года обучения -  «Скрапбукинг», «Текстиль», «Макраме».

Используются задания и упражнения следующих видов: задания дополнения, задания свободного изложения, задания альтернативных ответов, задания множественного выбора с одним или несколькими правильными вариантами ответа, задания на восстановление соответствия, задания на восстановление последовательности.

В организации образовательного процесса рабочие тетради используются после изучения темы на этапах закрепления и обобщения знаний с целью текущего и тематического контроля в фронтальной и индивидуальной форме. По итогам  выполнения заданий учащиеся в шкале самооценки отмечают, на каком уровне, по их мнению, выполнена работа. При проверке педагог, если согласен с оценкой учащегося, обводит отметку, если  нет, то делает свою. Самооценка помогает учащимся определить свой уровень обученности, осознать проблемы, которые необходимо решить в учебной деятельности. Степень сложности заданий возрастает в зависимости от года обучения в рамках одной темы, техники декоративно-прикладного творчества: от вопросов, требующих простого воспроизведения определенной информации, до заданий, требующих умения сравнивать, проводить классификацию, анализировать и делать обобщения.

Содержание заданий и упражнений рабочих тетрадей «Искусство рукоделия» способствует системному эффективному усвоению, закреплению и обобщению программного материала на занятиях закрепления и обобщения знаний, умений и навыков. Использование тетрадей позволяет определить уровень усвоения темы одновременно всей группы, выявить и устранить пробелы в знаниях, способствует расширению кругозора, познавательных и творческих интересов учащихся. Выполняя задания, учащиеся совершенствуют умения выделять главное в изучаемом материале, анализировать задание, планировать ход его выполнения, искать разные пути правильного решения, выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий, оценивать правильность выполнения работы.

Система заданий и упражнений в рабочих тетрадях направлена на формирование умений учащихся определять понятия, делать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, строить логическое рассуждение и делать выводы; способствует развитию навыков применять и преобразовывать модели и схемы для решения учебных и познавательных задач, обосновывать свои практические действия. Применение рабочих тетрадей позволяет увеличить объем, глубину и осознанность понимания программного материала, ускорить темп работы над формированием представлений и понятий, установить контроль с обратной связью, с диагностикой ошибок и обоснованием причин их появления.

В студии раннего музыкального развития «Три кита» обучаются учащиеся в возрасте 4-5 лет. Учащиеся этого возраста характеризуются активной любознательностью, начинают осмысливать связь между явлениями и событиями, делают простейшие обобщения и могут начинать свое музыкальное образование. Занятия в студии раннего музыкального развития «Три кита»» включат следующие виды деятельности: музыкально-ритмическое движение, пение, игра на музыкальных инструментах, слушание и анализ музыки, музыкально-дидактические игры, направленные на развитие как специальных музыкальных способностей (ритм, музыкально-слуховые представления, память), так и на развитие творческих способностей (музыкальное восприятие, музыкальное мышление, способность к импровизации), знакомство с элементами музыкальной грамоты и сведениями из области музыкального искусства.   

С целью повышения качества образовательного процесса в объединении по интересам разработана рабочая тетрадь, которая имеет вид альбома с привлекательным, соответствующим возрасту оформлением.

На титульной странице указывается фамилия и имя учащегося. На последней странице размещена информация о студии.

Основная часть рабочей тетради состоит из 20 заданий, которые отражают все разделы программы: «В мире загадочных звуков», «Знакомство с фортепиано. Регистр», «Основные музыкальные жанры – танец, песня, марш»,  «Длительность звука. Ритмическое освоение слов», «С песенкой по лесенке», «Характер музыкального произведения. Творчество при восприятии музыки», «Нотная грамота», «Пение с названием звуков», «Творчество в движениях, пантомиме, игре на музыкальных инструментах».

Каждый раздел содержит 2 задания. Каждое задание сопровождается обучающей иллюстрацией и вопросами. Задания тетради, в зависимости от дидактических задач, используются на этапе изучения нового материала,  на этапе закрепления и повторения ранее изученного.

Рабочая тетрадь на занятиях в студии решает ряд важных задач: помогает концентрировать внимание ребенка на конкретном понятии, определении, задании, развивает мышление, разные виды памяти ребенка, включая зрительную и двигательную; делает процесс учения интересным и познавательным, что повышает активность детей на занятии; формирует навыки самостоятельной работы. Рабочие тетради содержат задания и упражнения, выполнение которых основано на практических действиях, соответствующих возрастным возможностям: соединить линиями, обвести, нарисовать, раскрасить, угадать, найти. Ценность рабочих тетрадей состоит в том, что ребенок получает возможность выполнять каждое задание в своем поле деятельности, в удобном для него темпе, самостоятельно или при помощи педагога, он может исправить неверно выполненное задание, наглядно видит свои ошибки, успехи и достижения. Это способствует развитию самооценки и волевых проявлений ребенка. В процессе работы с тетрадями формируются и развиваются не только специальные знания, умения и навыки в области музыкального творчества, но и метапредметные компетенции. Использования рабочих тетрадей способствует  развитию речи, музыкального мышления, внимания и самоконтроля, повышает уровень творческого развития детей.

Творческая тетрадь «Учимся танцевать» разработана для учащихся в возрасте 4-5 лет первого года обучения хореографического ансамбля «Терпсихора»». Использование пособия способствует формированию устойчивого интереса у детей к искусству танца.

На страницах тетради представлена учебная информация из области ритмики, партерной гимнастики, танцевальной импровизации. Задания творческой тетради  носят иллюстративный характер и позволяют визуализировать учебную информацию, формировать и закреплять необходимые теоретические знания и практические умения. Задания способствуют формированию понятийного аппарата учащихся в соответствии с возрастом, развитию образного, пространственного, логического мышления, наглядно-образного восприятия.

В творческой тетради используются задания трех видов: на соотнесение, на дополнение (изменение), задания для организации практической деятельности. Исходя из специфики образовательной области - хореографии, тетрадь не используется на каждом занятии. Ее применение целесообразно в тех случаях, когда необходимо наглядно представить, закрепить материал, осуществить контроль усвоения учащимися программного материала.

В творческой тетради представлены задания и упражнения для изучения разделов «Элементы музыкальной грамоты», «Партерная гимнастика», «Танцевальная импровизация».

Организация образовательного процесса с использованием рабочих листов при изучении раздела «Элементы музыкальной грамоты» обеспечивает   формирование у учащихся понимания ритма, темпа. Дети учатся определять и делить фразы, длительности, просчитывать заданный темп и ритм. Задания на ориентацию в пространстве дают возможность правильно строить рисунки и ориентироваться в кабинете хореографии и на сцене, соблюдать дистанцию. Задания раздела «Партерная гимнастика» позволяют учащимся изучать упражнения на наглядном примере, дают возможность педагогу осуществить контроль усвоения программного материала. Задания для развития  эмоционального настроения дают возможность учащимся выражать свои чувства и раскрывать себя как артиста, танцора. В дальнейшем в танцевальной постановке учащиеся смогут передавать эмоции и настроение танцевального героя. Использование творческой тетради «Учимся танцевать» на занятиях хореографического ансамбля «Терпсихора» с учащимися дошкольного возраста способствует развитию творческих способностей и музыкально-ритмических навыков, делает процесс обучения понятным,  результативным и интересным. Процесс разработки творческой тетради позволяет педагогу совершенствовать свои знания, умения и навыки в отборе, систематизации учебной информации, использовании заданий разных видов, наглядном представлении содержания учебной деятельности.

Тетрадь-тренажёр «Развиваем моторику» используется для организации образовательного процесса в объединении по интересам «Шалтай-Болтай. Моторика» для проведения целенаправленной работы по развитию мелкой моторики рук дошкольников в художественной деятельности и деятельности, направленной на формирование  графомоторных навыков.

Тетрадь включает  33 раздела (в соответствии с темами программы объединения по интересам), используется на каждом учебном занятии.  Регулярность  использования тетради способствует развитию у учащихся таких столь необходимых для дальнейшего обучения поведенческих навыков, как исполнительность, аккуратность и самодисциплина.  Каждый раздел рабочей тетради включает тематическое творческое задание и графическое упражнение, так как художественная деятельность и формирование графомоторных навыков выделены отдельными этапами  в структуре занятия, представлены в содержании программы.

Художественная деятельность включает выполнение работ в следующих техниках: оригами рваная мозаика, аппликация обрывная, резание ножницами, рисование. Тем самым развивается способность работать руками под контролем сознания, совершенствуются точные движения пальцев, развивается координация кисти и движений пальцев, глазомер, укрепляется двигательный аппарат активной руки,  мелкой мускулатуры руки. 

В процессе выполнения заданий формируются  умения пользоваться кисточкой, клеем, ножницами, цветными и восковыми карандашами, навыки резания и вырезания. В процессе выполнения  работ развивается не только мелкая моторика,  но  и  творческие конструктивные способности учащихся, воображение, фантазия. Каждая предлагаемая для выполнения работа сопровождается условными обозначениями, подробной пошаговой инструкцией, фотографиями, что определяет алгоритмы действий и последовательность выполнения работы, тем самым  формируются навыки  работы по плану, выполнения заданий по образцу, самостоятельно. 

Системное и постоянное  выполнение графомоторных упражнений на занятиях  совершенствует следующие умения и навыки: правильно держать пишущий инструмент, проводить различные линии ровно и красиво, выполнять различные виды штриховки, рисовать по точкам, дорисовывать. Благодаря графическим упражнениям улучшается координация движений пальцев и кистей рук; развивается мускульная и тактильная память; происходит развитие свободных, плавных, ритмичных движений кисти, формируется правильное движение руки; вырабатывается умение действовать по заданным правилам; развивается внимание, аккуратность и способность доводить начатое дело до конца, что является  подготовкой к овладению письмом.

В тетрадь также включены задания на внимание, задания со счетными палочками, задания на конструирование с применением различных материалов, способствующие выработке точности движений рук, развитию глазомера, творческого воображения, фантазии, усидчивости и самостоятельности в работе.

Задания тетради-тренажёра составлены с учётом возрастных особенностей учащихся 4-5 лет  и расположены в определенной логической последовательности - от простого к сложному. На начальных этапах вырабатываются установки на работу в тетради, формируется мотивационная составляющая, которая формирует интерес и позитивное отношение к работе: учащиеся на первом занятии знакомятся с тетрадью, отмечается разнообразие заданий (смена видов деятельности) и красочность оформления (использование интересного иллюстрированного материала), акцентируется внимание на инструментах и материалах для выполнения заданий; объясняются правила работы с тетрадью, изучаются условные обозначения. Уже через несколько занятий учащиеся легко ориентируются в тетради, а ещё через некоторое время понимают последовательность выполнения заданий и могут самостоятельно выполнять задания, что позволяет педагогу выстраивать групповую и индивидуальную деятельность учащихся.

Тетрадь-тренажёр «Развиваем моторику» является методическим материалом, содержащим систематизированный комплекс заданий и упражнений, направленных на развитие моторики пальцев рук. Использование тетради на занятиях объединения по интересам «Шалтай-Болтай. Моторика» делает процесс овладения навыками и умениями по развитию моторики системным, формирует у учащихся интерес, самостоятельность и позитивное отношение к учебной творческой деятельности.

В объединении по интересам «Шалтай-Болтай. Риторика» обучаются учащиеся в возрасте 4-5 лет. Целью обучения является  разностороннее развитие и социализация учащихся дошкольного возраста посредством формирования и совершенствования речевых умений и коммуникативных навыков в различных видах познавательной, художественной, игровой деятельности. Для обогащения и активизации словарного запаса, формирования грамматического строя речи, развития и совершенствование звуковой культуры речи, развития образного и творческого мышления учащиеся знакомятся с произведениями детской литературы, учатся работать с художественным текстом, слушают и учат наизусть стихотворные произведения.

Для организации работы со стихотворными произведениями разработана творческая тетрадь «Раз словечко, два словечко», где представлены стихотворения для разучивания наизусть, алгоритм работы, задания для развития связной устной речи, творческих способностей учащихся.

Дети дошкольного возраста любят стихи, любят их слушать и произносить. Ребенок рано начинает  интересоваться  миром  звуков,  отзываться  на  него,  проявлять чуткость к восприятию ритма. Законы ритма он постигает легче и быстрее, чем мир форм и цветов. Вот почему песни и стихи всегда производят впечатление на детей.

Разучивание стихотворений – одно из средств интеллектуального, нравственного, эстетического воспитания детей. Поэтические произведения вызывают у детей эмоциональный отклик. Каждое словесное  произведение,  усвоенное  памятью  ребенка,  обогащает словарный запас, формирует лексико-грамматический строй. Чтение и заучивание стихов позволяет детям улавливать созвучность, мелодичность речи, решает задачи формирования звуковой культуры речи: помогает овладению средствами звуковой выразительности (тон, тембр голоса, темп, сила голоса, интонация), способствует выработке четкой дикции.

Хорошо известно, что «язык мозга» – это образы. И прежде всего, зрительные образы. Дошкольный возраст – это возраст образных форм сознания. У дошкольников преобладают наглядно-образное мышление и эмоционально-образная память. Использование изображений, наглядных схем, моделей помогает детям зрительно представить понятия, явления окружающего мира.  

На занятиях объединения по интересам «Шалтай-Болтай. Риторика» одной из форм работы является разучивание стихотворений с помощью мнемотаблиц.  Мнемотаблица как прием мнемотехники облегчает процесс запоминания, сохранения и воспроизведения информации. В мнемотаблице каждое слово, словосочетание, стихотворная строчка представлены опорным изображением, выстроенным в логике и последовательности поэтического произведения. Поэтические произведения легко усваиваются в виде изображений с существенными чертами предметов, признаков, действий путем формирования дополнительных ассоциаций. При этом содержание мнемотаблиц – это не просто подсказка для памяти, но и структурирующий опорный материал, позволяющий ребенку выстроить ритмическое речевое высказывание, проследить логическую цепочку событий.  Использование мнемотаблиц стимулирует интерес детей к  поэтическому произведению.  Опорные изображения помогают ребенку легче перекодировать информацию из устной в визуальную и наоборот. Заданная схема изображений помогает точно воспроизводить стихотворение. Опорные изображения улучшают способность детей концентрироваться на звучащей речи, хорошо понимать смысл произведения. В процессе работы с мнемотаблицей активизируется зрительное и слуховое восприятие, память, внимание, ассоциативное мышление, воображения, расширяются знания ребенка об окружающем мире.

Для разучивания выбраны стихотворения, которые характеризует  простота и четкость ритма,  краткость строк, простота и ясность знакомых детям образов,  ярко  выраженная действенность. Работа с художественным текстом, разучивание стихотворных произведений, использованием приемов мнемотехники способствуют развитию связной устной речи, коммуникативных способностей и творческого мышления  учащихся дошкольного возраста.

Сформированные в результате освоения программы речевые умения и коммуникативные навыки помогут учащимся в дальнейшей учебной, познавательной, творческой деятельности овладеть предметными знаниями, совершенствовать способности управлять собственным словом, мыслью, устанавливать контакты со сверстниками и взрослыми, создадут благоприятную почву для последующей самореализации личности.

Как показала практика образовательного процесса в объединениях по интересам, рабочие тетради могут быть использованы для решения различных дидактических задач, на разных этапах занятия объединений для организации творческой, учебно-познавательной деятельности учащихся. Использование рабочих тетрадей разных типов и видов способствует повышению эффективности освоения содержания программ объединений по интересам, совершенствованию профессиональной компетентности педагогов дополнительного образования, повышению качества дополнительного образования детей и молодежи.

 

 

свернуть

Интерактивный альбом «Керамические истории в 3D: Dумаем, Dелаем, уDивляем»

Студия керамики «Стека» Оршанского районного центра творчества детей и молодежи – это объединение по интересам, в деятельности которого органично сочетаются традиции народного декоративно-прикладного творчества, современные образовательные практики, мастерство и творчество педагога и учащихся. Керамика как вид декоративно-прикладного творчества востребована и интересна детям. Задача педагога дополнительного образования заключается в том, чтобы на занятиях учащиеся не только овладели различными техниками лепки, но и погрузились в атмосферу народной культуры и творчества. За время существования студии был накоплен интересный фактический материал об истории, традициях белорусской керамики, учащиеся создали оригинальные творческие работы. Все это стало основой для создания интерактивного альбома «Керамические истории в 3D: Dумаем, Dелаем, уDивляем».

Интерактивный альбом представляет собой дидактические материалы для учащихся и  включает фотоизображения работ учащихся студии керамики «Стека», интересные, занимательные факты об истории и  традициях белорусской керамики и интерактивные задания, созданные с помощью интернет-сервиса. 

В названии отражена основная идея альбома. Интерактивный альбом как 3D-панорама или панорама 360°: дает возможность рассмотреть и изучить белорусскую керамику со всех сторон - как мир традиций, истории и творчества. Читатель вместе с авторами – учащимися и педагогом студии керамики «Стека» - будет Dумать, смотреть, как можно своими руками Dелать  чудеса из самого простого природного материала - глины, уDивляться  богатству образов и техник белорусской народной и современной керамики и открывать для себя сокровищницу белорусской народной культуры.

Керамические истории - это истории людей, природы, предметов, которые нас окружают. Это истории Беларуси, начиная из глубины веков до наших дней. Керамика выступает как одно из направлений белорусской народной культуры, изучение которой позволяет знакомиться с белорусскими обрядами и праздниками, сказками, легендами, правилами жизни и традициями наших предков, историей городов и поселков, миром природы. Керамические изделия -  это творческая идея мастера, умноженная на опыт и традиции. Их можно сравнить с книгой. Будь то свистулька-коник, или горлач, или фигурка человека – каждая может рассказать о том, в какое время она была слеплена, в какой местности, для кого и с какой целью.

Белорусская народная керамика  имеет богатую историю. Гончарное ремесло на территории Беларуси известно с эпохи неолита, когда появились первые глиняные изделия - посуда для приготовления пищи на огне. Гончары формовали посуду на ножном гончарном круге или вручную, обжигали в горнах или домашней печи, подвергали декоративной обработке. Обваренная в овсяном тесте, а затем обожженная посуда получалась пятнистой («рябой»), задымленная – черной, могла быть красной, глазурованной и простой. Со временем гончарное ремесло превратилось в искусство. Отдельной темой является мелкая пластика. Выполненные из глины фигурки людей, животных, птиц, музыкальные инструменты, игрушки и многое другое являются важным направлением в белорусской традиционной керамике.

Интерактивный альбом включает десять разделов: волшебная глина, свистульки, игрушки-погремушки, предметы быта, декоративные тарелки, изразцы, маски, скульптуры малых форм – люди, животные, птицы, мифические существа, декоративные панно.

В информационной части каждого раздела представлены факты, которые дают возможность акцентировать внимание учащихся на характерных особенностях и ключевых понятиях определенного вида керамики.

Интерактивные задания, созданные с помощью  интернет-сервиса LearningApps, продолжают и расширяют тему раздела, знакомят учащихся с историй и традициями белорусской народной культуры, историей, литературой в процессе активной познавательной деятельности. Задания разнообразны по форме и характеру подачи материала.

Раздел «Волшебная глина» позволяет познакомить учащихся с керамикой как видом декоративно-прикладного творчества. Представлено два задания. Задача первого задания – формирование и актуализация знаний об основных понятиях керамики: учащимся нужно соединить термин и его определение. В процессе выполнения второго задания необходимо изучить и выстроить в хронологической последовательности основные этапы изготовления керамического изделия, начиняя от заготовки глины, заканчивая декорированием.

В разделе «Свистульки» представлен для просмотра мультфильм, созданный учащимися студии керамики по мотивам сказки белорусского писателя Владимира Короткевича. В качестве задания предложены изображения птиц-свистулек к этой сказке и реальные изображения птиц. Используя подсказки (к каждому реальному изображению подсказкой выступают цитаты из сказки), нужно объединить изображения в пары.

После того, как учащиеся изучили информационный материал раздела «Погремушки», им необходимо разгадать филворд: найти слова, тематически связанные с погремушкой как видом керамического изделия.

В разделе «Предметы быта» учащимся нужно подписать части глиняного сосуда (упражнение построено по принципу сортировки изображений).

В разделе «Декоративные тарелки» представлены работы учащихся с элементами белорусского орнамента. Орнамент – это своеобразная книга народной мудрости, которую интересно изучать взрослым и детям. Задание построено по принципу викторины. Представлены изображения символов и узоров белорусского орнамента, для которых нужно выбрать из предложенных вариантов правильное название.

Задание для раздела «Изразцы» представляет собой текст с описанием гербов города Орши, Барани, городских поселков Копысь и Ореховск. В тексте пропущены слова, вставить которые можно, внимательно рассмотрев работу учащихся студии керамики - изразец с изображением гербов этих населенных пунктов Оршанского района.

Задание раздела «Люди разные – посмотри» направлено на развитие образного мышления, умения подбирать ассоциации, видеть в керамическом изделии его «историю», содержательную сторону. Упражнение построено на принципе классификации. Представлены четыре работы учащихся – фигурки, изображающие людей. Учащимся необходимо соотнести слова-ассоциации и изображение.

В задании раздела «Мир природы» представлены изображения работ учащихся студии керамики – фигурок животных, птиц, рыб. Задание строится по принципу игры «мемори»: нужно открыть все парные изображения, используя наименьшее количество ходов.

В разделе «Из легенд и мифов» читатели увидят стилизованные игрушки-свистульки, изображающие персонажей белорусской мифологии. При выполнении задания необходимо подобрать соответствующие факты-описания для каждого из мифических героев. 

В разделе «Маски» представлены колядные маски. Задание продолжает тему белорусских народных обрядов и праздников и позволяет познакомить учащихся с понятием народного традиционного календаря белорусов. Учащимся нужно расставить в хронологическом порядке ключевые праздники традиционного календаря. Название каждого праздника сопровождается подсказкой – описанием.

«Керамическая история» раздела «Мотивы города» посвящена декоративным панно с изображениями достопримечательностей Орши. Задание построено по принципу классификации и визуально имеет форму пазла. Представлено пять знаковых достопримечательности Орши: городище (памятный знак, посвященный основанию города), млын (здание водяной мельницы, где сегодня находится этнографический музей), коллегиум иезуитов, «Катюша» (мемориальный комплекс «За нашу Советскую родину»), железнодорожный вокзал. При выполнении задания учащимся нужно подобрать к каждой достопримечательности соответствующее изображение и факты-описания. При верном выборе элементы пазла открываются и в результате можно увидеть декоративное панно с изображением этих знаковых мест города.

 Материалы интерактивного альбома представляют интерес как для учащихся, так и для педагогов. Дети найдут здесь интересное содержание и задания, которые нужно выполнять с помощью мобильных устройств.  Педагоги – новые идеи для занятий, сюжеты для работ, способы организации познавательной деятельности учащихся. 

Занятия керамикой расширяют возможности для творчества и эксперимента, способствуют развитию воображения, наблюдательности, художественного мышления, происходит формирование знаний о быте наших предков, их традициях, культуре. Дети лепят тарелки из жгутов и знакомятся с азбукой белорусского орнамента, мастерят свистульки – больше узнают о животных и птицах Беларуси, их фольклорных образах,  формуют изразцы – и учатся науке геральдике, делают маски – и погружаются в круговорот праздников и обрядов  традиционного календаря белорусов, работают над панно – обращаются к истории архитектурных памятников своего города и страны в разные периоды.

 Современные информационно-коммуникационные технологии позволяют усилить познавательную составляющую процесса обучения.  Задания, созданные с помощью интерактивных обучающих интернет-сервисов, не только пополняют багаж знаний, но и способствуют развитию внимания, памяти, логики, образного мышления.

Так, в творческой практической и познавательной деятельности,  мы, взрослые, формируем у детей уважение и любовь к своей родине, ее истории, культуре, людям, труду.

 

 

свернуть

Разработка и внедрение новых учебно-методических ресурсов как средство повышения эффективности освоения образовательной программы дополнительного образования: из опыта реализации областного творческого (исследовательского) проекта

Онлайн-консультация «Актуальные тенденции разработки дидактических материалов для учащихся в реализации программы объединения по интересам»