РУС БЕЛ ENG

Опорная методическая площадка

ОПОРНАЯ МЕТОДИЧЕСКАЯ ПЛОЩАДКА

РЕСПУБЛИКАНСКОГО МЕТОДИЧЕСКОГО КЛАСТЕРА

ИННОВАЦИОННАЯ ОБЛАСТЬ

"Обновление программно-методического обеспечения дополнительного образования детей и молодежи"

ТЕМА ОПОРНОЙ МЕТОДИЧЕСКОЙ ПЛОЩАДКИ

«Дидактические материалы для учащихся как средство повышения эффективности освоения образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи»»

Цель: создание условий для повышения эффективности освоения учащимися образовательной программы дополнительного образования посредством разработки и внедрения в образовательный процесс многофункциональных дидактических материалов для учащихся.

Задачи:

  • осуществлять работу по разработке и внедрению в образовательный процесс объединений по интересам дидактические материалы для учащихся согласно содержанию программ объединений по интересам;
  • стимулировать профессиональный рост педагогов; способствовать формированию мотивации на профессиональное саморазвитие, готовности к инновационной деятельности;
  • совершенствовать образовательный процесс в объединениях по интересам путем внедрения в практику работы дидактических материалов.

Дидактические материалы – это особый тип наглядных учебных пособий, использование которых позволяет обучающимся проделывать конструктивную работу в процессе обучения и осознанно усваивать учебный материал. Дидактические материалы дополняют, иллюстрируют, более полно раскрывают отдельные разделы и темы образовательной программы. 

Дидактические материалы могут служить

  • средством управления процессом обучения;
  • направлять самостоятельную работу обучающихся, учитывая их индивидуальный стиль работы;
  • быть самостоятельным источником учебной информации;
  • обеспечивать адекватное отражение действительности, своеобразную наглядность обучения;
  • могут дополнять объяснения педагога;
  • активизируют эмоции и вызывают интерес обучающихся;
  • создают возможности для возникновения проблемных ситуаций;
  • делают разнообразным процесс обучения, осуществление контроля и самоконтроля. 

Дидактические задания могут служить основой для профессионального ориентирования. Использование дидактических материалов положительно влияет на эффективность усвоения программного содержания, способствует повышению интереса к образовательной области.  

В качестве наиболее значимых принципов обучения, реализуемых при разработке дидактических материалов, можно выделить следующие:

  • принцип доступности (дидактические материалы подбираются согласно достигнутого уровня обучающихся);
  • принцип самостоятельной деятельности (работа с дидактическими материалами может осуществляться самостоятельно);
  • принцип индивидуальной направленности (работа с дидактическими материалами осуществляется в индивидуальном темпе, сложность и вид материалов может подбираться также индивидуально);
  • принципы наглядности и моделирования (поскольку наглядно-образные компоненты мышления играют важную роль в жизни человека, использование их в обучении оказывается  эффективным);
  • принцип прочности (память человека имеет избирательный характер: чем важнее, интереснее и разнообразнее материал, тем прочнее он закрепляется и дольше сохраняется, поэтому практическое использование полученных знаний и умений, являющееся эффективным способом продолжения их усвоения, способствует их лучшему закреплению);
  • принцип познавательной мотивации;
  • принцип проблемности (в ходе работы обучающийся должен решить конкретную дидактическую проблему, используя для этого свои знания, умения и навыки; находясь в новых практических условиях он осуществляет самостоятельную поисковую деятельность, активно развивая при этом свою интеллектуальную, мотивационную, волевую, эмоциональную и другие сферы).

Дидактические материалы должны способствовать развитию познавательного интереса обучающихся к предмету, их абстрактно-логического мышления, творческих способностей. Они должны включать элементы занимательности (новизна, необычность, неожиданность, несоответствие прежним представлениям, наглядность, контрастность). Занимательность в обучении соответствует лучшему протеканию познавательных процессов человека, активизации мышления, обострению эмоционального отношения к предмету познания.

Дидактические материалы выполняют следующие функции:

  • служат непосредственному познанию учащимися определенных фрагментов действительности (познавательная функция);
  • являются средством развития познавательных способностей, а также чувств и воли учащихся (формирующая функция);
  • представляют собой важный источник знаний и умений, приобретаемых учащимися, облегчают закрепление материала, проверку степени овладения знаниями и т. п. (дидактическая функция).

Современные информационные технологии позволяют при разработке дидактических материалов оперировать таким комплексом средств, какого раньше еще не было. Эти средства позволяют создавать эстетичные, увлекательные, познавательные, проблемные материалы и тем самым повысить мотивацию и познавательный интерес обучающихся. Эта психолого-педагогическая составляющая дидактического материала направлена на привлечение внимания обучающихся, поддержание познавательного интереса, активизацию его мышления, на формирование оценок описываемого, создает побудительные мотивы к углубленному изучению того или иного вопроса.

В последнее время особое значение приобретают дидактические материалы, являющиеся одновременно как средствами преподавания, так и средствами учения. Одним из таких материалов является рабочая тетрадь для учащихся.

Рабочие тетради - это сравнительно новый и мобильный жанр учебно-методической литературы, инновационное полифункциональное дидактическое явление. Под рабочей тетрадью мы понимаем учебное пособие, имеющее особый дидактический аппарат, способствующий самостоятельной работе учащегося по освоению учебного предмета (учебной дисциплины), образовательной области или обеспечивающее работу обучающегося по освоению учебных предметов (учебных дисциплин), образовательных областей под руководством педагога. Предназначена для управления самостоятельной деятельностью учащихся, методической помощи им в формировании знаний, умений и навыков, удовлетворения индивидуальных познавательных интересов и развития творческих способностей учащихся. Рабочие тетради могут быть различных типов (комплексная, тетрадь-практикум, тетрадь-тренажер, творческая тетрадь, тетрадь контроля знаний, умений, навыков и т.д.) и видов (информационный, контролирующий, смешанный).

Использование рабочих тетрадей в практике работы позволяет педагогу дополнительного образования решать различные дидактические и учебные задачи. Тетради могут быть использованы на разных этапах занятия. Работа с тетрадями способствует активизации познавательной деятельности учащихся, развитию наглядно-образного, теоретического, логического, творческого мышления и воображения, формированию умений самостоятельно осмысливать и усваивать новый материал, активизации взаимодействия интеллектуальных и эмоциональных функций при решении учебных задач, усилению мотивации обучения,  позволяет осуществлять контроль с обратной связью, диагностикой ошибок, развивать у учащихся навыки самоконтроля и самокоррекции, направлены на формирование культуры учебной деятельности и информационной культуры.

Существует необходимость создания рабочих тетрадей для учащихся при освоении образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи. Использование в образовательном процессе объединения по интересам рабочих тетрадей будет способствовать повышению эффективности освоения содержания образовательных программ, совершенствованию профессиональной компетентности педагогов дополнительного образования, повышению качества дополнительного образования.

Обеспечение программ методическим сопровождением  и разработка  дидактических материалов для реализации образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи позволяет сделать продуктивный опыт педагогов понятным и  доступным  для реализации, познакомить педагогов-практиков с реальными  способами создания методических материалов, обеспечивающих  образовательную деятельность, предложить образцы дидактических  материалов, на  основе  которых  педагоги  могли  бы  более  продуктивно  выстраивать собственные модели образовательной деятельности,  разрабатывать методическое обеспечение образовательных программ.

НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ОПОРНОЙ МЕТОДИЧЕСКОЙ ПЛОЩАДКИ

1 Работа с педагогами дополнительного образования

  • мотивация педагогов на инновационную деятельность;
  • изучение научной литературы и практических исследований, опыта работы;
  • участие в семинарах, конференциях регионального, областного, республиканского уровня;
  • проведение обучающих методических мероприятий, открытых занятий, мастер-классов;
  • создание дидактических материалов для учащихся.
  1. Работа с учащимися:
  • диагностика творческих способностей учащихся;
  • проведение занятий с использованием дидактических материалов;
  • проведение мониторинга результативности усвоения учащимися образовательной программы.